Бетонные бортовые камни: особенности железобетонных изделий

Камни бортовые

Камни бортовые тротуарные и дорожные предназначены для отделения проезжей части и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта, и обособленного полотна трамвайных путей.Нормируемая отпускная прочность тяжелого бетона составляет в % от марочной прочности, зима/лето-70/90.

Существует много разновидностей бортовых камней. На сегодняшний день можно выделить основные группы бортовых каменей, такие как тротуарные бетонные и железобетонные, бордюры бетонные.

Бортовые камни или бордюры – это строительные изделия, изготавливаемые из бетона или из изверженных, осадочных и литых горных пород, которые широко применяются в дорожном строительстве для обустройства дорог и отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок, остановок общественного транспорта и т.д.

Высокопрочные бетонные и железобетонные камни бортовые помимо основной функции – отделение проезжей части от тротуаров, препятствуют смещению грунта, укрепляют дорожное полотно и тротуарную плитку, не позволяя ей расползаться.

Бортовые камни выдерживают любые механические нагрузки (в том числе столкновение с транспортными средствами), воздействие климатических условий и влаги, не разрушаются от действия химических соединений.

Таким образом, можно сделать вывод, что применение бордюров благоприятно сказывается на эксплуатационном сроке дорожных и тротуарных покрытий.

Бортовые камни делятся на тротуарные и дорожные. Тротуарные камни бортовые, как правило, имеют меньший размер и изготавливаются из мелкозернистого бетона, дорожные – размером от 1 до 6 м изготавливаются только из тяжелого бетона, армированного стальным каркасом.

Немаловажную роль бортовые камни играют и в безопасности дорожного движения.

Они устанавливаются на определенной высоте относительно проезжей части, ограничивая движение пешеходов и транспортных средств и препятствуя случайному заезду транспортных средств на тротуар или на встречную полосу.

Бетонные и железобетонные камни бортовые достаточно просты в монтаже. Они устанавливаются непосредственно в грунт или на бетонное снование, как правило, до начала устройства дорожного покрытия.

Сначала выкапывают траншею, которую трамбуют песком, щебнем или заливают монолитным бетоном. Ширина траншеи должна быть чуть больше ширины бордюров.

Затем устанавливаются бортовые камни, причем таким образом, чтобы заглубленная часть бордюра по высоте была равна надземной ее части.

В зазоры, которые остались с каждой стороны вследствие большей ширины траншеи, заливается укрепляющий раствор, состоящий из песка, цемента и воды. Еще одним преимуществом применения бетонных и железобетонных бортовых камней в качестве бордюров является легкость ремонта: в случае повреждения изделий их просто заменяют на новые.

Бортовые камни делятся на следующие типы:

  • БР – прямые рядовые. Представляют собой прямоугольную плиту со скосом на одну сторону. Применяются на прямых участках дорог;
  • БУ – прямые с уширением. Имеют специальное уширение для обеспечения дополнительной защиты от размытия;
  • БУП – прямые с прерывистым уширением. Имеют несколько специальных уширений, распределенных по длине бордюра. Используются на нестандартных участках дороги;
  • БЛ – прямые с лотком. Широкие камни бортовые, имеющие специальный скос в виде лотка для создания водоотвода;
  • БВ – въездные. Имеют больший скос по сравнению с рядовыми, для обеспечения беспрепятственного въезда транспортных средств на тротуар;
  • БК – криволинейные. Имеют закругленную форму с двумя скосами с каждой стороны. Применяются на поворотах и других закругленных участках дорог.

Железобетонные бортовые камни допускается изготавливать с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – радиусом до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

Железобетонные камни бортовые изготавливаются в соответствии с ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» из мелкозернистого или тяжелого бетона. Класс бетона по прочности на сжатие – не менее В22,5.

Класс бетона по морозостойкости назначается в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства. При расчетной температуре выше -5°С класс бетона по морозостойкости F100, при температуре от -5°С до -15°С включительно – F150, от -15°С до -45°С – F200, при температуре ниже -45°С – F300.

Водопоглощение бетона бортовых камней не должно превышать 6% от массы для камней из мелкозернистого бетона и 5% от массы – для камней из тяжелого бетона.

Бортовые камни армируются сварными сетками и объемными каркасами из стали. В качестве предварительно напрягаемой арматуры используется стержневая горячекатаная сталь периодического профиля классов А-IV и А-V по ГОСТ 5781.

В качестве напрягаемой арматуры также допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную сталь периодического профиля классов Ат-IV и Ат-V по ГОСТ 10884. В качестве ненапрягаемой арматуры используют стержневую горячекатаную сталь классов А-III и А-I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727.

Подъемные петли для удобства монтажа изготавливаются из стальной стержневой горячекатаной гладкой арматуры класса А-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6 — 12 мм по ГОСТ 5781.

Железобетонные камни бортовые маркируются буквенно-цифровыми группами, разделенными дефисом. Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину изделия в сантиметрах. Для криволинейных камней также указывается радиус кривизны в метрах. Во второй группе указывается класс напрягаемой арматуры.

В компании ГК «БЛОК» можно не только заказать железобетонные бортовые камни, но и проконсультироваться с нашими специалистами, подобрать требуемые конструкции железобетонных изделий.

В нашем отделе продаж можно заранее узнать и уточнить цену железобетонных бортовых камней и рассчитать общую стоимость заказа.

Купить железобетонные камни бортовые и проконсультироваться по общим вопросам покупки и доставки Вы можете, позвонив по телефонам компании ГК «БЛОК»: Санкт-Петербург: (812) 309-22-09, Москва: (495) 646-38-32, Краснодар: (861) 279-36-00. Режим работы компании: Пн-Пт с 9-00 до 18-00. Компания ГК «БЛОК» осуществляет доставку железобетонных бортовых камней по всей России прямо до объекта заказчика или на строительную площадку, если позволяет инфраструктура.

По вопросам монтажа железобетонных бортовых камней обращаться по телефону (812) 309-22-09

Источник: https://block-gbi.ru/dorozhnoe_stroitelstvo/kamni_bortovye

Бетонные бордюры от ЖБИ-4 их виды и характерные особенности

Бетонный бордюр незаменим при обустройстве городских улиц, магистралей и придомовых территорий. При помощи него пешеходные тротуары разделяют от проезжих частей дорог, облагораживают приусадебные участки, детские площадки, автопарковки и т.д.

Виды дорожных бордюров

Согласно ГОСТ бордюры выпускаются следующих типов:

  • БР (стандартный рядовой бордюр);
  • БУ (бордюр, имеющий в основании уширение);
  • БУП (бордюр, имеющий в основании прерывистое уширение);
  • БВ (въездной бордюр);
  • БЛ (бордюр с дренажным лотком);
  • БК (бордюр, обладающий криволинейной формой).

Расшифровать маркировку очень просто. После букв (типа изделия) значится цифровой индекс, который содержит параметры в сантиметрах. То есть бордюр с маркировкой БР100.30.15 имеет длину 1 метр, высоту – 0,3 метра, толщину – 0,15 метра.

Наиболее востребованным в дорожном и промышленном строительстве является бордюр рядовой. Он выпускается с длинами 1 м, 3 м и 6 метров.

Преимущества использования дорожных камней

  • Высокая прочность и морозостойкость, низкое водопоглощение.
  • Большой срок службы (не менее полувека).
  • Экологическая чистота.
  • Пожароустойчивость.
  • Стойкость к коррозии.
  • Возможность многократного использования.
  • Легкость монтажа.

Характерные особенности бордюров

Для изготовления бетонных поребриков используется только высокомарочный бетон. Для производства тротуарного бордюра подвида БР100.20.8 применяется бетон В22,5, для формования остальных подвидов дорожных камней класс бетона должен быть не ниже В30.

ГОСТ 6665-91 не предусматривает армирование метровых изделий данного типа. Однако на многих заводах закладка арматурных сеток перед формованием БР100.20.8 или же БР100.30.15 все равно выполняется.

Технология изготовления

Изготовление дорожных бордюров осуществляется в металлических формах, оснащенных откидывающимися бортами. В одной форме может быть изготовлено сразу несколько изделий одного типоразмера. Например, форма для производства самого маленького поребрика предназначена для изготовления 28 штук.

Перед процессом заливки форма тщательно очищается от остатков бетона. Металлическая поверхность обрабатывается специальной смазкой. Это необходимо для беспрепятственной распалубки изделия.

При изготовлении бетонной смеси должна использоваться добавка. Это может быть пластифицирующий или воздухововлекающий состав. Каждый из них позволяет улучшить качество бетонной смеси, увеличить морозостойкость и прочность, снизить коэффициент истираемости.

Вибрирование является обязательной процедурой в процессе изготовления дорожных бордюров. Оно позволяет уплотнить смесь, избавить ее от воздушных пустот. После вибрирования открытая бетонная поверхность выравнивается мастерком, вставляются монтажные петли.

Заполненная бетоном форма устанавливается в пропарочную камеру. Здесь изделие набирает прочность под воздействием высокой температуры и влажности. Через несколько часов пропаривания тротуарный бордюр должен иметь 70 процентов своей прочности. Именно после получения этого значения разрешается отгрузка изделия.

Где купить дорожный бордюр?

Купить бортовой камень по доступной цене и хорошего качества можно на заводе ЖБИ-4, наше предприятие имеет всю необходимую оснастку и оборудование для производства железобетонных изделий.

Благодаря нашей производственной лаборатории продукция проходит полный контроль, поэтому покупатель может быть уверен в качестве приобретаемого дорожного бордюра.

Кроме этого наш завод располагает собственным автопарком и готов доставить свою продукцию на стройплощадку заказчика, в строго оговоренные сроки и без потери качества доставляемых железобетонных изделий.

Источник: http://gbi4.ru/statii-o-zhbi/501-betonnie-bordyuri-ot-gbi-4-ih-vidi-i-harakternie-osobennosti.html

Бордюрный камень. описание, технические характеристики – гк росатомснаб

Задать вопрос

Часто употребляемое определение «бордюрный камень» подразумевает строительные термины «бордюр» и «бортовой камень». Производится бордюр согласно техническим условиям ГОСТ 6665-91.

Камень бордюрный используется при изготовлении дорожных покрытий в качестве материала, отделяющего основные элементы дорожного полотна друг от друга.

Он защищает кромку дорожного покрытия от разрушающих воздействий и способствует укреплению основной части полотна и продлению срока его эксплуатации.

Кроме того, он выполняет декоративные функции, а также может служить обозначением начала и конца определенной дорожной зоны.

Достоинствами этого строительного материала являются прочность и долговечность при относительно невысокой стоимости, а также универсальность: благодаря своим эстетическим характеристикам и возможности выбора цветовых решений он может гармонично и естественно вписываться в любой дизайнерский проект.

Область применения бордюров достаточно широка: его используют на дорогах, в парках, скверах, загородных участках.

Область использования бордюрного камня обуславливает его эксплуатационные характеристики, ведь он постоянно подвергается высоким интенсивным нагрузкам. Поэтому главным требованием к материалу изготовления является долговечность и устойчивость к механическим нагрузкам.

— класс бетона в зависимости от прочности на растяжение при сгибе; — класс бетона в зависимости от прочности на сжатие; — прочность и трещиностойкость; — водопоглощение;

— морозостойкость.

Бортовые камни могут изготавливаться из мелкозернистого или тяжелого бетонов. Практическая прочность бетона в зависимости от гостируемых показателей должна определяться в соответствии с ГОСТ 18105. При этом для длины бордюра 1,0 м из мелкозернистого бетона рекомендуется применять технологию вибропрессования.

Бордюры длиной 3,0 и 6,0 м делают из тяжелого бетона с применением армирования.
Подборку состава бетона производят в соответствии с рекомендациями ГОСТ 27006 и установленными отраслевыми требованиями и рекомендациями. Водоцементное отношение — не более 0,40. Бетонные смеси согласно ГОСТ 7473 готовят с применением воздухововлекающих добавок.

Бордюры и камни бортовые маркируют в соответствии с ГОСТ 6665-91 по схеме:

ХХ 1. 2. 3. 4

где ХХ – обозначение типа камня; 1 – цифра, обозначающая длину (см); 2 — цифра, обозначающая высоту (см); 3 — цифра, обозначающая ширину (см); 4 – радиус кривизны (может отсутствовать). Кроме того через знак тире может быть указан класс напрягаемой арматуры.

Читайте также:  Застывание бетона в ленточном фундаменте: как долго застывает, сроки

По типу бортовые камни делят на:

— БР — прямые рядовые; — БУ — прямые с уширением; — БУП — прямые с прерывистым уширением; — БВ — въездные; — БЛ — прямые с лотком;

— БК — криволинейные.

Тип, размеры и форма бордюра определяют область его использования.

Если говорить о стоимости бордюрного камня, то она зависит от технических характеристик и его назначения. Соответственно, тротуарные бордюры являются более экономичными при достаточной прочности и долговечности, что делает их применение универсальным.

БР-50-20-8 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 500x200x80Масса (в кг.): 20
БР-80-20-8 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 800x200x80Масса (в кг.): 26
БР-80-30-15 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 800x300x150Масса (в кг.): 85
БР-100-20-8 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x200x80Масса (в кг.): 40
БР-100-30-15 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x300x150Масса (в кг.): 100
БР-100-30-18 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x300x180Масса (в кг.): 120
БР-100-45-15 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x450x150Масса (в кг.): 145
БР-100-45-18 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x450x180Масса (в кг.): 190
БР-100-60-18 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1000x600x180Масса (в кг.): 220
БР-150-30-15 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 1500x300x150Масса (в кг.): 160
БР-300-30-15 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 3000x300x150Масса (в кг.): 315
БР-300-45-18 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 3000x450x180Масса (в кг.): 580
БР-300-60-20 Габариты (Д х Ш х В в мм.): 3000x600x200Масса (в кг.): 880

Задать вопрос

Источник: http://rosatomsnab.ru/page/40

Камни бетонные, железобетонные бортовые, соответствие госту 6665 91

Материалы для отделки делаются по подобающим нормативным документам. Они обязаны отвечать предъявляемым требованиями по составу и свойствам эксплуатации.

ГОСТ 6665 91 распространяется на бортовые детали из бетона и композиционного материала из бетона и стали. Чтобы их сделать применяется две группы бетонов.

Изделия которые уже готовы используют при оформлении дорог в местах касания проезжей части с пешеходной дорожкой.

Типовый бордюр

Требования

Изготовители бортового камня в первую очередь руководствуются советами, установленными данным нормативным документом. Марка и класс бетона для выпуска продукции предписываются соответствующими пунктами. Для специальных эксплуатационных условий допускается изменение параметров выпускаемого камня после прохождения соответствующего согласования.

Бордюрный камень

Техусловия на бордюрные камни предписывают метод производства. Если планируется выпуск метровых изделий из раствора с мелким размером зерна, их делают способом вибропрессования. Допускается применение иного варианта, если он обеспечит приобретение изделиями свойств эксплуатации, удовлетворяющих стандарту.

Внимание! Если длина камня равна 3 или 6 м, для сырья подбирается тяжёлый бетон с добавочным усилением.

Технические документы устанавливают характеристики продукции которая готова. Данные изделия выпускают:

  • Прочными. Для тяжёлого бетона нормируется надёжность на сжатие. Ее значение может достигать 90% от класса бетона во время холода и 70% – в тёплое. Периоды года определяются согласно данным соответствующего СНиП от 2002 года;
  • Трещиностойкими;
  • Морозоустойчивыми. Небольшое значение устанавливается стандартом. При разрабатывании документации проекта можно подбирать огромное значение, смотря на расчетную температуру, отличительную для района строительства. Данное значение популярно при индивидуальном изготовлении камня;
  • С регламентированным влагопоглощением, значение которого зависит от массы и состава камня. Стандарт устанавливает самое большое значение на уровне 6% для изделий из бетона с мелким зерном, и 5% – из тяжёлого.

Изделие для проезда

При выполнении испытаний первых 2-ух показателей к изделию прикладывается нагрузка, соответственная контрольному значению. Материал для облицовки должен держать такое давление без какого-то разрушения. Методика применяется для армированных изделий. Проверки проводятся после достижения бетоном нормируемого уровня прочности.

Бордюрный камень не как правило имеет трещин на поверхности, так как они уменьшают свойства прочности и ухудшают внешний вид. Параметры возможных для этого материала недостатков регламентированы.

В поперечном направлении они не должны выходить за пределы 0,1 мм при длине максимум 50 мм.

Кол-во поверхностных недостатков на одном квадрате камня максимум пять штук, если он сделан из тяжёлого бетона.

Требования к качеству поверхности суровые

Виды

Бордюрный камень делится на типы. Прямой бордюр выпускается таких видов:

  • рядовой, обозначаемый как БР;
  • с уширением, марка которого имеет буквы БУ;
  • с лотком, обозначаемый БЛ;
  • с прерывистым уширением, маркируемый как БУП.

В каталогах изготовителей предлагается въездной бордюр, марка которого имеет буквы БВ, и криволинейный – для определения такого типа применяется БК.

Марка изделия имеет и иную полезную для потребителя информацию. Она включает конкретные группы, разделяемые тире. В первой содержится информация, которая касается типа определенного изделия.

Тут же приводятся данные, содержащие размеры готового бордюра. Его линейные параметры, приводятся в сантиметрах. Радиус кривизны указывается в метрах, если идет речь о криволинейном камне.

Во второй группе содержатся информацию о классе напрягаемой арматуры.

Виды изделий

Внимание! Маркировка наносится на торцевую грань с помощью несмываемой краски на 10% изделий. Остальной объем допускается не маркировать. Если предполагается облицовка при помощи камня длиной 3 или 6 м, необходимо обязательно сообщить массу изделия.

Состав изделий

Бордюрные камни выпускаются разного состава. Для приготовления смеси бетона применяется портландцемент минимум М 300 разного вида:

  • бездобавочный;
  • с самым большим содержанием минеральных добавок в 5%;
  • специализированного назначения – при его помощи сформировывается покрытие на дорогах и аэропортах.

Для уменьшения стоимости продукции которая готова изготовители добавляют заполнители. Их введение дает возможность приобрести смесь чтобы приготовить бетон необходимой прочности. Это может быть:

  • Песок разного типа вида, фракционный состав которого регламентирован. Для бетона с мелким размером зерна применяют добавку минимум 2,2 мм, для тяжёлого – 2,0. Самая большая фракция, которую можно применять во время приготовления смеси – 20 мм;
  • Щебень, изготавливающийся из разнообразных материалов, отвечающих подобающим нормативным документам. Его маркировка по своей прочности на сжатие минимум 1000, по устойчивости к морозам – F200. В данном варианте готовый бордюрный камень приобретет проектную устойчивость к морозам;
  • Специализированные вещества, содержащие определенное количество кальция. Они увеличивают скорость твердения смеси, применяемой для производства неармированного камня из бетона с мелким размером зерна.

Внимание! В процентном отношении содержание и вид добавок изготовители формируют эксперементальным путем в зависимости от назначения и параметров производимой продукции. Не считая состава, допускается варьирование режимами пропаривания бетона.

Тротуарный бордюрный камень, благодаря которому декорируют аппарели, подвергают армированию. В роли усиливающих компонентов применяют арматурную сталь.

Класс стали зависит от воспринимаемой изделием нагрузки. Если идет речь о ненапрягаемых элементах, применяется стержни, получаемые путем горячей прокатки.

Наличие очень высокой нагрузки вынуждает обратить собственное внимание на профиль, прошедший упрочнение.

Толщина защитного слоя бетона бордюрного камня урегулирована. Ее отклонение от номинального уровня не должно выходить за пределы 5 мм. Такое же значение установлено для профиля лицевой поверхности криволинейного камня.

При приемке камня применяют установленные стандартом данные. При этом в первую очередь берут во внимание результаты испытаний по каждому показателю.

Установка бордюрных камней делается по некоторым правилам. Процесс установки в некоторых случаях может проводиться своими силами. Большое внимание уделяют подготовке основания.

Оформление проезжей части

Производство бордюрного камня организуется в согласии с нормами. Тут есть любая информация, необходимая для производства, приемки и контроля параметров изготавливаемых изделий. Марка производимой продукции тоже урегулирована. По ней можно получить все информацию о камнях, включая вид, размеры, выполненное армирование.

Источник: http://offthevylc.ru/polezno-znat/kamni-betonnye-zhelezobetonnye-bortovye.html

Гост 6665-91. камни бетонные и железобетонные бортовые

Главная|ГОСТы и СНиП|Гост 6665-91. камни бетонные и железобетонные бортовые

Дата: 28 ноября 2017

Просмотров: 2362

Коментариев: 0

В дорожном строительстве и ландшафтном дизайне применяются различные виды бордюрных ограждений. Они устанавливаются вдоль автодорог, на остановках общественного транспорта. Ими окантовывают пешеходные дорожки, а также отделяют зеленые насаждения в парковых зонах и скверах.

В промышленных изделиях сочетается функциональность и привлекательный внешний вид. Зная назначение, важно правильно подобрать по габаритам и форме бордюрный камень, размеры ГОСТ регламентирует для всех типов.

Остается только приобрести и качественно установить необходимое изделие.

Особенности применения разных видов изделий

Он используется на протяжении столетий в различных областях:

  • в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
  • при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.

Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.

Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками

Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:

  • дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
  • магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
  • тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
  • садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
  • газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.

Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень

Какими характеристиками обладает дорожный бордюр ГОСТ 6665-91

Изготовленный в соответствии с требованиями стандарта, бордюр обладает множеством достоинств:

  • повышенной прочностью и износостойкостью. Эти свойства достигаются изготовлением по прогрессивной технологии с использованием высоких марок бетона или путем изготовления продукции из природного камня;
  • стойкостью к воздействию влаги. Гранит влагу практически не поглощает, а формованные изделия отличаются пониженной гигроскопичностью. Это достигается путем введения различных присадок;
  • устойчивостью к воздействию отрицательных температур. Благодаря пониженной гигроскопичности сохраняется целостность изделия при кристаллизации воды. Однако при нарушении технологии изделия могут быстро разрушиться.

Бортовой камень отличается следующими параметрами:

  • конфигурацией;
  • размерами;
  • формой сечения.

Применяются различные изделия прямой и радиусной формы, которые, в зависимости от исполнения, могут иметь желоб для отвода воды.

Устанавливают дорожный бордюрный камень на городских дорогах, в дворовых проездах, парковочных зонах

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР — обозначение рядового бордюра;
  • БУ — изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП — аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ — аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ — выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК — криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.
Читайте также:  Клей для газобетона - чем клеить лучше: состав, расчет, фото

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

Бордюр ГОСТ 6665-91- размеры изделий

Согласно таблицам, имеющимся в стандарте, зависимо от марки изменяются размеры:

  • БР – имеет длину от 1 до 6 м при высоте 20–60 см и ширине 8–20 см;
  • БУ и БУП – габариты составляют 300х30 см при ширине 29–32 см;
  • БЛ – размеры изделия 300х32 см, ширина составляет 68–118 см;
  • БВ – габарит продукции 100х30 см, ширина 15–18 см;
  • БК – размер бордюров 100х30 см, ширина 18–21 см при радиусе кривизны 5–15 м.

Среди множества типоразмеров продукции наиболее распространенным является камень с длиной 1 м. Ознакомившись с положениями стандарта можно разобраться с маркировкой, подобрать размеры бордюрных камней и выбрать необходимый тип в соответствии с его назначением.

Источник: https://pobetony.ru/gosty-i-snip/bordyurnyj-kamen-razmery-gost/

Бортовые камни в — Завод железобетонных изделий-3

Главная » Новости

Опубликовано: 30.09.2018

Бордюрный камень по итальянски

Человек настолько привык к находящимся на земле бордюрам, что часто не замечает их на дорогах и тротуарах. А между тем, бордюр бетонный – важнейший элемент обустройства автодорог и тротуаров. В первую очередь, бордюр дорожный зрительно  разделяет тротуар и проезжую часть.

 Во-вторых, достаточно высокие бортовые камни не позволяют въехать автомобилю на тротуар, тем самым снижают опасность для  пешеходов. И еще одна важная функция: камни бетонные и железобетонные бортовые служат упором при укладке тротуарной плитки, асфальта, гранитной брусчатки или любого другого покрытия.

 

Поэтому, если говорить о требованиях, которые предъявляют к данному виду изделия, главное из них: бордюр, камень бортовой должны быть очень прочными.

 Это самая главная характеристика, хотя внешний вид тоже должен быть привлекательным, так как бордюр тротуарный или дорожный находится на виду.

Особенно, если предполагается купить бордюр тротуарный для использования в индивидуальном строительстве, в парках, развлекательных зонах, где нагрузка на него большая не предполагается.

Здесь на первый план выходит именно эстетическая составляющая камня, который может быть и цветным. Стоимость камня бортового , окрашенного в различные цвета, естественно выше, чем обычного, серого. Для окрашивания используются специальные пигменты-красители.
Формовка ЖБИ при помощи вилочного погрузчика и переворотного механизма 2

Производство бордюров осуществляется в соответствии с ГОСТ 6665-91, методом выбропрессования или вибролитья. При этом используется только бетон высокого класса прочности. Изготовленные тем или иным способом бортовые камни характеристики имеют разные.

Метод вибропрессования позволяет изготовить более прочный бордюр бетонный , срок эксплуатации которого достигает десяти лет. Они устойчивы к механическим и химическим воздействиям.  Бортовые камни, выполненные с помощью вибролитья, служат около трех лет. Армируют бордюрные камни арматурной сталью.

Загрузка Бордюра в пропарочную камеру

В соответствии с ТУ-001-56495054-2004 бордюрный камень должен иметь такие характеристики: прочность на сжатие – не менее 350 кгс/см2, морозостойкость – не менее 200-т циклов, водопоглощение – не менее 3%.

Бордюры подразделяются на различные типы: 

камни бортовые БР – бордюры прямые рядовые; камни бортовые БУ – бордюры прямые с уширением; камни бортовые БК – бордюры криволинейные и др.

Внешне бордюры подразделяются на одно- и двусторонние.

Купить бордюрный камень односторонний имеет смысл в том случае, если одна из сторон покрытия выше другой, например, для обустройства островков безопасности или на стыке тротуара, вплотную подходящего к дороге.

Бордюрный камень, цена на который практически такая же, двухсторонний, используется для визуального разделения поверхностей приблизительно одинаковой высоты (тротуар и газон).

Прежде чем купить бортовой камень , следует определиться с его размерами. Обозначается бордюр бетонный таким образом, например, БР 100.30.18 – длина 1000 миллиметров, высота 300 миллиметров, ширин 180 миллиметров.

Продажа бордюров дорожных и тротуарных осуществляется различных размеров, соответствующих ГОСТ. Бордюры выпускаются следующих размеров: БР 100.30.18 – магистральный бордюрный камень, БР 100.30.15 – дорожный бордюрный камень.

Тротуарный бортовой камень, цена на который ниже, чем на дорожный, имеет такие маркировки:БР 100.20.8, БР 50.20.6, БР 50.20.8.

Технология изготовления бордюрного камня такова:

Приготовление бетонной смеси, в состав которой входит цемент, вода и заполнитель; перемешивание всех компонентов происходит в бетономешалкепринудительного типа; Загрузка приготовленной смеси вспециальнуювиброформу, затем её уплотнение, при котором используются два вибратора; Выемка из формы бордюрного камня.

Перед установкой бордюрного камня производят подготовку:

Вырывают  траншею, соответствующую бордюру и типу грунта; Чтобы бордюрные камни находились на одной высоте, следует выровнять площадку, где будет монтироваться бордюр; Выполнить под бордюр основание из песка или щебня. После дождя эти строительные материалы достаточно быстро высыхают, поэтому в качестве дренажа они прекрасно подходят.

После этих действий бордюрный камень бортовой можно укладывать в приготовленную траншею. После укладки   бортовые камни заливаются цементным раствором. Засыпают траншею уже после того, как раствор высохнет. Все действия необходимо выполнить так, чтобы бордюр бетонный располагался выше уровня земли.

Иначе во время дождя грунт размоется и попадет на дорожное покрытие.

Бортовые бетонные камни, цена на которые вполне приемлема, реализуемые нашим предприятием, имеют следующие достоинства:

Эстетичный вид, т.к. камень не только разделяет пешеходную часть от проезжей, но и придаёт дороге современный,  законченный вид; Прочность и высокое качество бордюра  требует минимального ухода и обслуживания, т.е.

затраты на эксплуатацию очень маленькие; Небольшой размер и точные геометрические формы обеспечивают простоту укладки; Устойчивость к физическому, механическому и химическому воздействиям; Морозостойкость; Защита дороги от размывания и расползания; Приемлемая цена, обусловленная простым технологическим процессом производства.

Наше предприятие реализует бортовые бетонные камни, цена на которые достаточно низкая. Позвоните нашим консультантам, которые подробно расскажут о каждом виде изделия и посоветуют, каким образом его приобрести и доставить в нужное место.

Бортовой камень (кирпич) изготавливают из горных пород в соответствии с ГОСТом 6666-81. Бортовые камни предназначены для отделения проезжей части дорог от тротуаров, газонов,

площадок остановок общественного транспорта, от разделительных полос на магистралях, мостах, путепроводах и тоннелях; проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов; пешеходных дорожек от газонов в городских парках и скверах.

По способу изготовления бортовой камень делят на пиленый и колотый, по форме на прямоугольный и криволинейный.Как построить пруд на дачеНачинается все с Идеи. И если вы задумали построить пруд на даче, у вас впереди много дел.

Но прежде чем начинать работы, важно разобраться, как построить пруд на даче.

Возможно вы хотите построить пруд

Инструкция крепление бачка к унитазу  Как провести крепление сливного бачка к унитазу Жилые помещения относятся к благоустроенным, естественно, лишь тогда, когда в них все полноценным образом действует и оборудование, что устанавливается

Как покрасить бетонСерые бетонные стены — не самое приятное, что может быть в доме. Поэтому желание покрасить бетон — это нормально. На данный момент есть несколько методов окрашивания бетона, от выбора будет зависеть качество

Уплотнитель самоклеющийся универсальный для металлочерепицыУплотнитель самоклеющийся универсальный для металлочерепицы. Производство — Россия! В наличии. Низкие цены! (812) 313-22-80 (495) 374-82-70 8-800-333-36-30 Общее описание Универсальные уплотнители

Уход за беременной кошкой: некоторые советы и рекомендацииСредняя продолжительность беременности у кошек составляет около 65 дней, хотя отклонение в несколько дней в обе стороны не является необычным, так как не всегда легко определить, когда у вашей кошки состоялась

Кредит в Киеве и других городах УкраиныПоследствия так называемых решительных и мощных реформ от клептократического руководства нашей страны для многих сограждан оказались просто катастрофическими. Поэтому сегодня приходится решать свои финансовые

Сэндвич панели RuukkiСэндвич-панели – современный эффективный материал для строительных и отделочных работ, который получил большую популярность благодаря своим уникальным свойством. Они используются для возведения зданий

Генератор дизельныйПроблема электроснабжения для владельцев коттеджей стала особенно актуальной. Популярным устройством для снабжения дома электроэнергией является дизель генератор 5 кВт. Популярность дизель-генератора

Арбитражный судНа своем сайте я много писал о судебной практике рассмотрения арбитражных дел: налоговых споров и строительных, по взысканию долгов, по банкротству и т.д. Однако,  судя по поступающим вопросам, зачастую,

Охранная фирмаСегодня развелось немало людей людей, как говорится, до чужого добра жадных. Да и просто злых много, которые способны нанести вред здоровью человека и угрожать самой его жизни. Поэтому вопросы организации

Источник: http://odsk.kiev.ua/obzory/2011791686-bortovye-kamni-v—zavod-zhelezobetonnyh-izdeliy-3.aspx

Ооо жби-партнер

Камни бортовые (бордюрные, поребрики) используют для разграничения проезжей части улиц от тротуаров и пешеходных дорожек. Используют поребрики и для ограничения обочин, насыпей и других элементов городского ландшафта.

Бордюрный камень, установленный вдоль зон функционального разграничения элементов различных участков территории, предохраняет от размытия и расползания пешеходные дорожки и тротуары, вымощенные плиткой, осыпи и обочины дорог различного назначения.

При помощи бортового камня формируют конфигурацию газонов, пешеходных дорожек и пр. Используют его и в частном строительстве.

Бордюрный камень, выпускаемый промышленностью, характеризуется большой номенклатурой. Так существуют:

  • рядовой поребрик;
  • въездной камень;
  • криволинейный бордюр.

Различная форма бордюрного камня позволяет организовать ограждающие покрытия необходимой формы. При этом к этому виду железобетонных изделий предъявляются достаточно жесткие требования. Все они изложены в ГОСТ 6665-91. Особенно жесткие требования предъявляются к:

  • морозоустойчивости;
  • трещиностойкости;
  • влагопроницаемости.

Изготавливают рядовой бордюрный камень из тяжелого бетона марок М300…М400. Конструктивно он имеет вид параллелепипеда со скосом по одной из сторон. В производстве бортового камня используются передовые современные технологии — вибропрессование или вибролитье.

Применение этих технологических процессов позволяют получить изделия высокой прочности (класс F 100…F300) с повышенной чистотой отделки наружных поверхностей.

Для повышения морозостойкости в бетон добавляют чистый речной песок, который кроме того придает готовому изделию дополнительный вес.

Требования к качеству изготовления бордюрных камней

Во время приемки партии изготовленного бортового камня особое внимание уделяется контролю качества отделки внешних поверхностей и соответствия его геометрических размеров технической документации.

Так допустимые отклонения габаритных размеров допускаются в границах, не более (мм):

  • по длине — 6;
  • по ширине — 4;
  • по высоте — 5.

Также на поверхности бордюрного камня не допускается какие-либо дефекты. Исключение делают только для практически незаметных трещин шириной не более 0,1 мм.

Каждая партия изготовленных изделий обеспечивается сопроводительным документом (паспортом), в котором указывается:

  1. Номер партии.
  2. Дата изготовления.
  3. Количество изделий в партии.

Класс бетона по прочности и морозостойкости

Наименование изделия Цена за изделие         с НДС, рублей Размеры Физико-механические характеристики Штук на поддоне (1,2х1,0)/              вес поддона, кг
l, мм b, мм h,мм Марка бетона по прочности, кг/см² Объём бетона, м³ Морозоустойчи вость
1.Бордюр магистральный
БР 100.30.18 цвет серый 430 1 000  180 300 не менее 350 0,054 F200 8/960
2. Бордюр дорожный
БР 100.30.15 цвет серый 330 1 000  150 300 не менее 350 0,045 F200 10/1000
3. Бордюр тротуарный
БР 100.20.10 цвет серый 160 1 000  100 200 не менее 300 0,020 F200 20/800
Читайте также:  Холодная асфальтобетонная смесь: особенности регенерации, фото

*Уважаемые покупатели! Данное предложение не является публичной офертой. 
Цену товара и стоимость доставки уточняйте по тел: +7 (987) 007-97-30, +7(939) 740-13-45

Источник: http://jbi-partner.ru/index.php/kamni-bortovye

Изделия из бетона ЖБИ

Ни один современный объект строительства не может обойтись без конструкций и изделий из железобетона. Данные материалы армированы стержнями из стали. В процессе твердения бетонная смесь немного сжимается, уменьшаясь в объеме.

Благодаря этому образуется прочное соединение со стальным каркасом. Такие конструкции хорошо переносят резкие перепады температур, так как у них очень небольшой коэффициент теплового расширения. Армирование позволяет увеличить прочность бетонных изделий.

Это позволяет использовать их в качестве несущих деталей строений любого вида. Если сравнивать железобетонные конструкции с цельнометаллическими, то они совсем не боятся коррозии и открытого огня.
Отметим, что на стройплощадку железобетонные материалы доставляют уже в готовом виде.

Это намного снижает риск и сроки, которые связаны с качеством сборки подобных конструкций.

О видах

Железобетонные изделия от компании ООО «ЖБИ ИнвестСтрой» (сайт: invest-gbi.ru)  бывают самых разных видов. 

Прежде всего, они бывают с предварительным напряжением и без него. Что это значит? Предварительное напряжение означает, что внутри изделия в процессе создания арматуру подвергли растягиванию.

При эксплуатации плит перекрытия их стальной каркас подвергается небольшому растяжению и значительным весовым нагрузкам. Это может отрицательно сказаться на уровне надежности всего здания.

Чтобы повысить уровень надежности, арматуру подвергают напряжению методом растягивания. Делают ЖБИ из бетона трех видов: сборно-монолитного, монолитного и сборного.

Также подобные материалы делятся на такие группы:

  1. Те, что применяются при возведении жилых и общественных зданий.
  2. Те, которые подходят только для промышленных строений.
  3. Те, что используются для построек общественного назначения.

Ну, а теперь давайте более подробно разберемся с видами ЖБИ и сферой их использования.

  1. Плиты, используемые для дорожных и аэродромных перекрытий, или просто дорожные плиты. Как можно догадаться из названия, данные изделия устанавливают на дорожных магистралях и аэродромах, у которых повышена пропускная способность. Такие конструкции могут выдержать значительные весовые нагрузки. Если речь идет о тяжелых климатических и грунтовых условиях, то в ход идут плиты предварительно напряженные.
  2. Плиты перекрытия. В данном случае речь идет о плитах, которые применяют для создания полов или потолков в многоэтажных домах. Они пользуются самой большой популярностью при строительстве.
  3. Перемычки, применяемые для того, чтобы повысить прочность строения и в качестве перекрытия для проемов разного вида. Они бывают фасадными, балочными в форме буквы Г, брусковыми, а также плитными.
  4. Такие элементы, как диафрагмы, предназначены для того, чтобы выдерживать все вертикальные нагрузки, которые поступают от разных элементов строения.
  5. Блоки, которые называются фундаментными, используют при создании фундаментов разного вида, когда есть необходимость в создании подвалов и помещений технического назначения. Почти все заводы, и ООО «ЖБИ ИнвестСтрой» в их числе, занимаются производством таких изделий. Они в свою очередь делятся на сплошные блоки ФБС, ленточные или подушки ФЛ, на блоки с отверстиями для коммуникаций, стеновые блоки, блоки в форме буквы П, имеющие пустоты, которые открыты вниз.
  6. Сваи железобетонные используют для обустройства свайных фундаментов. Они бывают трех видов: оболочными, составными, забивными, вдавливаемыми.

Однако список этот далеко не полный. Существует еще множество элементов, которые имеют небольшие габариты. Это и бордюры, и брусчатка, и тротуарная плитка, и панели для заборов. Но мы бы хотели уделить особое внимание таким элементам ЖБИ, как стеновые панели.

О стеновых панелях

Стеновые панели изготавливают для создания наружных и внутренних стен строений. Наружные элементы бывают однослойными и многослойными. Но однослойные пользуются большей популярностью. Их изготавливают из очень легкого бетона, который имеет ячейки. Но также может быть использован и бетон тяжелого класса, оснащенный утеплителем.

Снаружи панели декорируют либо специальным раствором для декора, либо просто заделывают бетонной смесью. Поверх их покрывают краской, которая выдерживает капризы погоды или облицовывают специальной плиткой. Если говорить о внутренней поверхности панелей, то она уже заранее подготовлена под оклеивание обоями или окрашивание.

Если в плите имеются проемы, то их часто оснащают окнами или дверьми еще на стадии изготовления.

Высота стеновых панелей равняется высоте одного этажа. Их ширина может доходить до семи метров. В толщину они имеют около тридцати пяти сантиметров. Отметим, что стеновые панели, которые используются внутри помещения всегда тоньше. Их толщина обычно не превышает шестнадцати сантиметров.

О классификации стеновых панелей

При выборе стеновых панелей вы должны учитывать их классификацию. Они делятся на классы по таким параметрам:

  1. По предназначению здания.
  2. По конструкционным решениям, которые будут использоваться.
  3. По числу базовых слоев.

У стеновых панелей может быть различная структура. Поэтому они могут по-разному воспринимать и передавать нагрузки. В этом случае они делятся на:

  1. Несущие.
  2. Самонесущие.
  3. Навесные.

При выборе типа стеновых панелей обязательно учитывается не только степень нагрузки, но и те климатические условия, в которых будет эксплуатироваться готовое здание.

О создании жби

С учетом сферы использования каждое изделие ЖБИ имеет свою личную систему армирования, технологию производства. Бетон для каждого вида изделия готовится по специальному рецепту.

Плиты перекрытия и другие детали, работа которых сконцентрирована в точке изгиба, делают из железобетона. Последний предварительно подвергают напряжению. Другими словами, на упоры в форму кладется арматура. Механическим методом, подразумевающим использование тока, ее растягивают и фиксируют на концах формы.

Бетон заливают и уплотняют путем особой вибрации на стендах или конвейерах. Когда бетон будет залит и утрамбован, форму подвергают тепловой обработке в печке. Там бетон твердеет за довольно короткий период времени. После этого с металлических стержней снимают крепления.

В результате этого они сжимаются, передавая свое напряжение бетонной массе.
Те изделия, которые имеют форму цилиндра, делают путем центрифугования.  В половину формы, расположенной на центрефужном стенде, помещают арматурные стержни. При необходимости их натягивают. Затем их обвивают стальной проволокой, чтобы сформировать каркас.

После этого бетон тщательно распределяют по всей полуформе, которую потом сверху накрывают точно такой же полуформой и включают центрифугу. На начальном этапе бетонная смесь просто равномерно распределяется по всей форме. Затем центрифуга начинает крутиться с разной скоростью.

В результате этого происходит уплотнение смеси на стенках формы и формирование самого изделия. Процесс сушки бетона также происходит в печке.

Об использовании

Железобетонные изделия используются как в гражданском виде строительства, так и в промышленном. Так, чтобы фундамент получился более прочным, применяют специальные блоки, которые называются фундаментальными, а также сваи. В наше время их существует много видов, как и методов их монтажа.

Также такие изделия находят свое место там, где возводятся стены монолитного типа. В данном случае подразумевается применение специальных стеновых панелей. Для проемов разных видов применяют перемычки из железобетона.

Что касается плит перекрытия, то их используют уже не одно десятилетие. Ввиду особой технологии производства они получаются невероятно прочными. Поэтому с годами известность таких изделий только растет.

Часто изделия ЖБИ используют при обустройстве дорог и полов. В этом случае применяются дорожные плиты.

Последнее время все большей популярностью пользуются железобетонные заборы. Чаще всего их используют для того, чтобы оградить территорию объектов промышленности.

ЖБИ прекрасно подходят для создания лестниц и лестничных площадок, будок, столбов для винограда и прочего.

В промышленности их используют для создания лотков, а также перекрытий при строительстве каналов, тоннелей и трубопроводов разного назначения.

Как вы можете судить, за счет высоких технических параметров материалы из железобетона приобрели широкую популярность. Конечно, наиболее часто их применяют при строительстве разнообразных зданий. Однако их применяют и в процессе прокладки трасс канализации и тепловых труб, дорог. Пригодны ЖБИ и для укрепления береговых линий.

Более того, данным изделиям находят применение и в энергетической сфере. Им даже находят применение при возведении таких серьезных объектов, как атомные реакторы. В быту же изделия из железобетона встречаются каждому из нас в виде тротуарной плитки, лестниц, бордюр.

Стоит отметить, что при необходимости такие элементы можно шлифовать.

О классах и свойствах бетона

При создании конструкций из железобетона используют бетон различных классов. Он отличается по своим свойствам.

Если рассматривать показатель плотности, то бетон бывает очень тяжелым, тяжелым, легким и очень легким. Делится он на классы и по типу наполнителя. Последний может быть мелким или крупным. Большинство ЖБИ изготовлены из бетона, относящегося к классу тяжелого.

Кроме того, бетон делится на виды и по степени прочности сжатия. Данный параметр обозначается буквой В. Он бывает осевого растяжения или растяжения на изгиб.

По марке морозостойкости вычисляется, сколько раз поверхность готовой конструкции может замораживаться и размораживаться при разных климатических условиях.
Еще один важный параметр – это водонепроницаемость.

Здесь подразумевается то, какое давление воды может выдержать изделие, пока она начнет просачиваться через его стенки.

О доставке и хранении

Железобетонные изделия имеют довольно высокий уровень прочности и надежности. Об этом мы уже писали выше. А вот то, не снизятся ли эти параметры в будущем, целиком и полностью зависит от того, как потребитель будет хранить и использовать изделия.

До того момента, как ЖБИ будет установлено на положенное ему место, его могут подвергать нагрузкам механического вида. Также их могут хранить в помещении, в котором значительно повышен уровень влажности.

Стоит учитывать, что бетонная масса может повреждаться биологической коррозией, то есть плесневеть, покрываться грибком.

Об этом потребитель не должен забывать, когда будет приобретать и выбирать необходимый материал.

Изделия могут повредиться и в процессе транспортировки, и в процессе хранения. Чаще всего влага проникает в поверхность ЖБИ при непосредственном контакте с землей или под влиянием атмосферных осадков. Все это, конечно, снижает показатели прочности материала.

Довольно распространен такой вид повреждения материалов, как механический. В процессе перевозки на плиты перекрытия, которые были уложены согласно всем правилам, сверху могут положить бетонные блоки. Из-за этого нижние плиты могут деформироваться. Бетон от них может отколоться и арматурный каркас обнажится.

Как бы там ни было, для изделий из железобетона необходимо создать все необходимые условия для хранения. Даже в том случае, если вы планируете использовать их довольно быстро. Площадку, где будут храниться изделия, необходимо тщательно выровнять. Нельзя также допускать открытого контакта с почвой. Над изделиями нужно соорудить навес. Также можно накрыть их плотной пленкой.

Видео. Испытания качества железобетонных изделий: отличия между ГОСТ и ТУ

Источник: http://www.gvozdem.ru/avtor-stat/stroitelstvo/izdeliya-iz-betona-zhbi.php

Ссылка на основную публикацию