Состав бетонной смеси: особенности асфальтобетонных изделий

Технологические свойства асфальтобетонных смесей

Асфальтобетонные смеси относятся к сильносвязанным плохосыпу-чим материалам. Для получения качественного асфальтобетонного покрытия необходима определенная работа по укладке и уплотнению смеси.

Асфальтобетонные смеси подразделяют налитые (вибролитые), пластичные и жесткие.

Смеси литого (вибролитого) асфальтобетона обладают значительной подвижностью, пластичные смеси — сравнительно невысокой подвижностью, жесткие смеси — повышенным внутренним трением и малой подвижностью.

Технологические свойства характеризуют поведение смесей в процессе выполнения технологических операций: отгрузки, хранения, перевозки и выгрузки, укладки и уплотнения.

Важнейшими технологическими свойствами асфальтобетонных смесей являются: однородность, сегрегируемость (разделимость), удобоукладыва-емость (подвижность), удобоуплотняемость (формуемость).

Регулируя эти свойства, можно рационализировать параметры технологического процесса в направлении обеспечения качества асфальтобетонного покрытия с минимальными энергетическими затратами и себестоимостью работ.

Однородность смесей оценивается коэффициентом вариации показателя предела прочности при сжатии при температуре 50 °С.

Сегрегируемость — свойство смеси сохранять однородность по зерновому составу при отгрузке в накопительный бункер, загрузке в автосамосвалы, перевозке, выгрузке в приемный бункер асфальтоукладчика и укладке.

Удобоукладываемость — свойство смеси легко распределяться слоем с заданной толщиной с помощью асфальтоукладчиков и другого технологического оборудования.

Удобоуплотняемость — свойство смеси при уплотнении быстро формироваться в монолитный слой требуемой плотности.

Оценка таких важных технологических свойств, как сегрегируемость, удобоукладываемость и удобоуплотняемость, не предусмотрена требованиями ГОСТ 9128-97, поскольку отсутствуют апробированные методики и соответствующие им простые и надежные в производственных условиях эксплуатации приборы.

Удобоукладываемость и удобоуплотняемость смеси достигаются, в частности, при соблюдении температурного режима технологического процесса.

При значительной температурной неоднородности асфальтобетонной смеси, доставленной к месту укладки и уплотнения, и отсутствии конкретности в назначении мест замера температуры последняя весьма приближенно характеризует удобоукладываемость и удобоуплотняемость смеси, а для смесей с различными добавками на вспененных битумах не позволяет объективно оценить эти важные технологические свойства.

В практической деятельности при оценке удобоукладываемости и удо-боуплотняемости смеси следует руководствоваться следующими положениями.
Необходимая удобоукладываемость смесей, приготовляемых на вязких битумах, достигается в основном за счет повышения температуры, снижающей их вязкость.

Это свойство смеси зависит от ее структуры, количества битума и качества минерального порошка. Зернистые смеси с применением дробленых минеральных материалов имеют меньшую подвижность, чем смеси с применением гравия и природного песка.

Смеси с повышенным содержанием минерального порошка обладают большей жесткостью.

Непросушенный минеральный порошок понижает подвижность смеси, а избыток битума — ее рыхлость. Такая смесь слеживается при перевозке, растекается по кузову автосамосвала и с трудом выгружается.

На удобоукладываемость асфальтобетонной смеси оказывают влияние характер и качество перемешивания: смеси, приготовленные в лопастных мешалках, более технологичны, чем смеси, приготовленные в мешалках со свободным перемешиванием.

Введение в смесь ПАВ, пластифицирующих битум, увеличивает ее подвижность.

Удобоуплотняемость смеси зависит в основном от тех же факторов, что и удобоукладываемость. Отличие заключается в следующем: увеличение содержания битума на 10-15% выше оптимального улучшает это свойство смеси.

Коэффициент минеральной части смеси показывает, во сколько раз количество последующей фракции меньше предыдущей.

Минералогический состав и пористость минеральных материалов определяют шероховатость и форму зерен, что отражается на внутреннем трении и сцеплении частиц, а следовательно, и на удобоуплотняемости смеси.

Структура и размер пор влияют на степень всасывания жидких компонентов битума и способствуют повышению вязкости битумных прослоек и вязкого сопротивления смесей при уплотнении.

Смеси, приготовленные на шлаковых заполнителях, отличаются меньшей уплотняемостью, чем смеси, приготовленные на щебне из природных горных пород. Асфальтобетонные смеси из пористых известняков более жесткие, нежели из плотных, вследствие значительной диффузии наиболее подвижного компонента (масел из битума).

Поэтому смеси из плотных известняков обладают лучшей удобоушютняемостью по сравнению со смесями на щебне из пористых известняков.

Читать далее: Старение битума в технологическом процессе

— Строительство асфальтобетонных покрытий

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/tekhnologicheskie-svoistva-asfaltobetonnykh-smesei

Описание основных свойств бетонной смеси

Бетонная смесь — это целесообразно подобранная и тщательно перемешанная с вяжущим веществом вода, заполнитель, иногда некоторые добавки, до начала ее формования и начала твердения.

Свойства бетонной смеси, так же как и свойства будущего бетона, определяются соотношением и качеством заложенных компонентов.

Со стороны реологии это — пластично-вяжущие системы, с меняющимися свойствами при внешних воздействиях (встряхивании, вибрации и так далее).

Свойства определяются структурой и свойствами составляющих компонентов.

Технологические свойства

Рассмотрим основные и самые важные технологические свойства:

Бетонная смесь — это смесь цемента, воды, наполнителей и иногда спецдобавок.

  • удобоукладываемость — способность заполнять любую форму будущего бетонного изделия и уплотняться под воздействием внешнего механического усилия. Удобоукладываемость определяется по показателям подвижности и жесткости. Удобоукладываемость должна иметь интенсивность уплотнения и формования согласно принятым нормам. Нужная удобоукладываемость достигается в первую очередь содержанием определенного количества воды;
  • однородность и вязкость зависит от соответствующего содержания мелких фракций заполнителя и содержания вяжущего, оптимального соотношения заполнителя из крупных фракций в составе смеси и должного ее перемешивания. Достигнутые при перемешивании вязкость и однородность должны сохраняться при перегрузках, транспортировке и уплотнении укладки в бетонируемом изделии;
  • водоудерживающая способность — это способность удерживать воду, содержащуюся в смеси, без водоотделения на поверхности самого изделия и при разделе между крупным заполнителем и цементным тестом. Достигается меньшим количеством воды, а для смесей с большой подвижностью — повышенным содержанием тонкодисперсных составляющих (мелкие фракции заполнителя, вяжущее) и добавлением водоудерживающих веществ (поверхностно активные вещества, тонкомолотые добавки);
  • деформативность и прочность в состоянии свежеотформованности, то есть способность удерживать форму после снятия формообразующей конструкции. Необходимая прочность смеси в состоянии свежеотформованности достигается выбором нужной жесткости и ее предельным уплотнением.

Подвижность и жесткость

Определение подвижности бетонной смеси с помощью конуса: а — общий вид; б — жесткая смесь; в — малоподвижная; г — подвижная; д — очень подвижная; е — литая.

Читайте также:  Сверление отверстий в бетоне: особенности инструментов, станков

Жесткость и подвижность бетонной смеси определяется водосодержанием — это основной фактор для этих характеристик. Чем водосодержание выше, тем больше подвижность и меньше жесткость. Водопотребность — это необходимое количество воды при определенных требованиях подвижности и жесткости.

Изменение количества цемента в определенных пределах, при данном водосодержании, почти не влияет на подвижность и жесткость.

При постоянном водосодержании и стабилизации цементного расхода изменение количества песка в определенных пределах не влияет на жесткость.

Чем больше содержание цемента и уменьшение жесткости, тем больше пределы, в которых количество песка не влияет на изменение жесткости. При повышенном содержании песка жесткость смеси возрастает.

Для поддержания жесткости на одном уровне нужно повышать количество воды.

При пониженном содержании песка объем раствора становится недостаточным для получения связной смеси и за счет расслоения начинает повышаться жесткость. В этом случае вводится дополнительное количество цемента и воды.

Технический вискозиметр для определения жесткости бетонной смеси: а – общий вид; б – разрез; 1 – сосуд; 2 – внутреннее кольцо; 3 – бетонный образец в виде конуса; 4 – диск со штангой; 5 – штатив.

Так как с повышением содержания растворной составляющей и песка прочность бетона снижается, то берут оптимальное содержание песка, при котором смесь не расслаивается.

И содержание песка тем меньше в заполнительной смеси, чем больше расход цемента, выше жесткость бетонной смеси, выше крупность заполнителя, мельче песок, более круглая форма у заполнителя, меньше его пустотность и удельная поверхность.

Жесткость и водопотребность уменьшает увеличенный размер заполнителя. Если принять потребность в воде, при предельной крупности заполнителя в 20 мм, за 100%, то при крупности в 10 мм водопотребность увеличивается на 10%.

Источник: https://1pobetonu.ru/izgotovlenie/osnovnye-svojstva-betonnoj-smesi.html

Асфальтовые бетоны и растворы

СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для приготовления асфальтовых растворов и бетонов применя­ют асфальтовое вяжущее, представляющее смесь нефтяного биту­ма с тонкомолотыми минеральными порошками (известняка, доло­мита, мела, асбеста, шлака). Минеральный наполнитель не только уменьшает расход битума, но и повышает температуру размягчения бетона.

Прочность асфальтового вяжущего обусловлена соотношением компонентов Б/Н и пористостью после уплотнения и отвердевания. При оптимальном соотношении Б/Н весь битум адсорбирован в виде тонких непрерывных пленок на поверхности частиц тонкомолотого наполнителя, поэтому асфальтовое вяжущее имеет наибольшую прочность.

Мелким заполнителем в растворе и бетоне служат чистые при­родные и искусственные пески с содержанием пылевато-глинистых частиц не более 3% по массе.

Щебень изготовляют из прочных и морозостойких извержен­ных, осадочных и метаморфических горных пород, а также из ме­таллургических шлаков. Из осадочных предпочитают карбонатные породы (известняки, доломиты), хорошо сцепляющиеся с битумом. Щебень должен выдерживать без разрушения не менее 50 циклов попеременного замораживания и оттаивания.

Асфальтовые бетоны подразделяют по назначению на гидро­технические, дорожные и аэродромные, для устройства полов в про­мышленных цехах и складских помещениях, плоской кровли, стя­жек.

Гидротехнические асфальтовые бетоны используют для устрой­ства экранов и в уплотняющих конструкциях швов сооружений, в качестве гидроизоляционных слоев при строительстве каналов, шлюзов, ирригационных сооружений. Специальные виды плотного бетона, изготовленные на химически стойких заполнителях, приме­няют для создания кислотощелочестойких покрытий.

Имеются деко­ративные асфальтовые бетоны (цветные и офактуренные), из кото­рых выполняются разделительные полосы на дорогах, переходы, по­лы вестибюлей гражданских зданий.

Основные свойства асфальтового бетона зависят от примененно­го асфальтового вяжущего, состава и пористости.

Пористость асфальтового бетона обычно колеблется от 5 до 7%. Плотные бетоны (с пористостью не более 5%) практически во­донепроницаемы.

Пористость ухудшает долговечность асфальтового бетона в связи с возрастанием водопоглощения, снижением морозо­стойкости и увеличением химической коррозии.

Наиболее агрессив­ными солями по отношению к битуму, которые могут содержаться в воде, являются сульфаты натрия и магния.

Биохимическая стойкость характеризует сопротивление «орга­ническому выветриванию» под влиянием бактерий, вызывающих разложение сложных органических веществ, составляющих битум. Для повышения биостойкости в состав битумного вяжущего вводят антисептики.

Состав асфальтового раствора должен быть такой, чтобы пусто­ты в песке были полностью заполнены асфальтовым вяжущим с из­бытком (10-15%) для обволакивания песчинок.

Асфальтовый бетон можно представить как смесь асфальтового раствора и крупного заполнителя — щебня. Количество асфальтово­го раствора берут с расчетом заполнения пустот в щебне и неболь­шого избытка (10-15%) для плотного бетона. Примерные составы асфальтовых растворов и бетонов приведены в табл. 13.2.

Таблица 13.2Примерные составы асфальтовых растворов и бетонов

Состав, % по массе
Наименова­ние Битум Пек Каменно­угольнаясмола Наполни­тель Песок Щебень Асбест
Асфальтовыйраствор 18 20 55 7
Пекосмоля — ной раствор 15 4 11 62 8
Асфальтобе­тон 7 3 30 60
Пекобетон 8-12 2-3 5-10 40-35 45-40

В отличие от цементного бетона на показатели прочности ас­фальтового бетона сильно влияет температура. Например, если пре­дел прочности при сжатии асфальтобетона при 20 °С — 2,2- 2,4 МПа, то при 50 °С — только 0,8-1,2 МПа. Зато асфальтовые бе­тоны и растворы лучше, чем цементные, противостоят коррозии.

Асфальтовые бетоны укладывают в горячем или холодном со­стоянии. Наиболее распространены горячие асфальтобетонные сме­си, имеющие при укладке температуру 140-170 °С.

Для их приго­товления предварительно высушенные и подогретые до 180-200 °С минеральные составляющие бетона (тонкомолотый наполнитель, песок и щебень) загружают в смеситель, в котором их перемешива­ют с расплавленным битумом (температурой 150-170 °С).

Готовые горячие смеси привозят на специальных машинах и после укладки уплотняют катками. После остывания, через 1-2 ч, асфальтобетон отвердевает, приобретая плотность и прочность.

Асфальтовые бетоны, укладываемые в холодном состоянии, приготовляют на жидких битумах и битумной эмульсии. Жидкий битум подогревают до 110-120 °С и смешивают с высушенными и подогретыми до той же температуры заполнителями.

Читайте также:  Специальные методы бетонирования: особенности подводного способа

Асфальтобе­тонную смесь охлаждают до 60 °С, развозят на места и укладывают при температуре окружающей среды не ниже 5 °С. Бетон готовят и на битумной эмульсии, смешивая вяжущие и заполнители без подо­грева. В дегтебетон в качестве вяжущего вещества входит деготь (или пек).

Водостойкость, износ и долговечность дегтебетона ниже, чем асфальтового бетона.

В связи с развитием промышленности состояние окружающей среды каждый год ухудшается. Главный вопрос, который стоит перед человечеством: как уберечь природу от пагубного воздействия человека? Эта проблема касается всех сфер человеческой …

Деготь представляет собой густую вязкую массу черно­коричневого цвета, образующуюся при нагревании без доступа воз­духа твердых видов топлива (каменного и бурого углей, горючего сланца, торфа, древесины). В строительстве применяют главным об­разом …

Источник: https://msd.com.ua/stroitelnye-materialy/asfaltovye-betony-i-rastvory/

Асфальтобетон

Асфальтобетон является чрезвычайно популярным материалом, который используется в современной строительной отрасли.

Его относительно недорогая стоимость материала наряду с оптимальными характеристиками позволяют использовать асфальтобетон как верхнее дорожное покрытие.

Это искусственный материал, в составе которого содержится определенное количество фракционных материалов– минеральных веществ, щебня, песка и битума. Вещества органического типа перемешивают в нагретом состоянии (до 100-160°С) и соединяют в уплотненную смесь.

Приготовление асфальтобетона производится из высококачественных материалов, соответствующих государственным стандартам. Исходя из предполагаемых нагрузок, климата и других условий эксплуатации асфальтобетонной смеси, необходимо соблюдать требуемые показатели прочности, плотности, устойчивости к воде и к возможным сдвигам.

Принято выделять несколько классификаций асфальтобетона

По используемому типу заполнителя:

  • щебеночный (состав такой смеси состоит из щебня, песка, минерального порошка, битума;
  • гравийный (обязательно содержит гравий или песчано-гравийную смесь);
  • песчаный (в составе нет крупного заполнителя– щебня или гравия).

По содержанию заполнителя:

  • высокоплотный тип имеет состав, в котором щебень занимает 70%;
  • тип А – содержит в своем составе щебень от 50 до 60%;
  • тип Б – от 35 до 50% щебня;
  • тип В – от 20 до 35% щебня;

По температуре асфальтобетона:

  • горячий, в составе которого имеется твердый битум. Укладка такой смеси происходит при температуре около 120°C. Подобной смесью, как правило, заливают городские дороги, имеющие высокую транспортную нагрузку, благодаря прочным свойствам застывшего материала и быстрому затвердеванию.
  • теплый, содержащий маловязкий битум. Уплотнение происходит при более низкой температуре — 40—80°C;
  • холодный, который состоит из жидкого битума марок или битумной эмульсии. Уплотняется такая смесь при температуре не ниже 10°C.

По назначению выделяют:

  • бетон дорожный, предназначенный для укладки на дорогах, магистралях, тротуарах.
  • бетон аэродромный, использующийся на взлетно-посадочных полосах и площадках аэродромов.
  • бетон гидротехнический, предназначенный для строительства гидротехнических сооружений.
  • бетон промышленного назначения, применяющийся в гаражах и промышленных зданий для заливки полов или эксплуатируемых плоских кровель.
  • бетон декоративный, с помощью которого оформляют разделительные полосы, городские площади и переходы.

По размеру минеральных зерен горячие смеси делят на:

  • крупнозернистые (зерно достигает 40 мм);
  • среднезернистый (зерно до 25 мм);
  • мелкозернистые (размер зерна около 15-20 мм);
  • песчаные (зерно не более 5 мм, реже 3 мм).

По степени удобообрабатываемости асфальтобетон делится:

  • Жесткая масса достаточно подвижна, что позволяет легко раскладывать её на основании. В то же время такая смесь требует хорошего уплотнения.
  • Пластичную массу раскладывать труднее за счет её консистенции, однако уплотнять легче.
  • Литую массу можно разложить, лишь применив значительные усилия, однако уплотнение можно производить даже ручным вальком, легким катком или вовсе не уплотнять.

Производство асфальтобетона включает в себя несколько этапов. Все, необходимые для создания смеси, вещества обязательно подвергаются тщательному анализу.

Тесты проходит и готовый асфальт – его испытывают на степень прочности, устойчивости к нагрузкам, водонепроницаемости и по другим параметрам. Условия в цеху по производству асфальтобетона должны соответствовать определенным температурнымнормам и требуемому микроклимату.

Кстати довольно популярными в последнее время стало проиводство асфальтобетона на мобильном асфальтобетонном заводе.

Залогом успешного производства асфальтобетона является строгий контроль качества работ и их соответствие технологическим нормам. Подготовительный этап работ включает в себя доставку материалов, их последующую сортировку и складирование, подготовку к погрузо-разгрузочным работам. Полученную асфальтобетонную смесь, готовую к укладке, с промышленного предприятия развозят по объектам.

Ссылка на promplace.ru обязательна

Источник: https://promplace.ru/articles/asfaltobeton-199

Особенности дорожного бетона

Главная » Бетон и кирпич »

В настоящее время в дорожном строительстве России используются две технологии:

  • С использованием традиционных асфальтобетонных покрытий, в которых связующее вещество – битум;
  • Использующие цементно-бетонные покрытия, в которых применяется так называемый дорожный бетон.

Традиционная технология асфальтовой укладки не слишком пригодна для российского климата. Дороги с таким покрытием постоянно ремонтируются, но качество их от этого не улучшается.

Опыт европейских стран, начавших строить цементно-бетонные дороги, показал перспективность таких автобанов. И дело даже не в моральной старости асфальтобетонной технологии.

Она дискредитирована неправильными методами ее применения.

Асфальтобетонные дороги, как инженерное решение, в странах Европы и в США представляют собой бетонное основание, на котором присутствует нанесенный тонким слоем асфальт.

В России же асфальтовое покрытие, в котором связующее не цемент, а битум самого низкого качества, укладывают в лучшем случае на монолитное основание из низкокачественного «тощего» бетона, а чаще всего – на гравийную или песочную подсыпку.

В настоящее время лишь небольшой процент автомобильных дорог России имеет бетонное покрытие, в основном, это трассы федерального значения. Большинство же российских дорог не соответствуют современным транспортным нормам.

Достоинства бетонных дорожных покрытий

Технико-экономические преимущества цементно-бетонных покрытий перед асфальтобетонными неоспоримы:

  • Достаточно высокая прочность позволяет пропускать тяжелую автомобильную технику;
  • Высокая шероховатость поверхности допускает скоростное движение автотранспорта в дождливую погоду;
  • Малый износ дорожного полотна;
  • Стойкость бетона для дорожного строительства к агрессивному воздействию окружающей среды;
  • Отсутствие пыли;
  • Малый объем текущих ремонтных работ;
  • Долговечность по сравнению с асфальтобетонными дорогами, срок эксплуатации достигает 50 лет;
  • Возможность механизации на всех этапах строительства.
Читайте также:  Разрушение бетона: как разрушить бетонный фундамент, фото

По мнению специалистов, продолжение асфальтобитумной стратегии в строительстве российских автодорог не позволит выбраться из замкнутого круга «укладка-ремонт», хотя ежегодно выделяются огромные средства на содержание дорог.

Основные отличия дорожного бетона

Экстремальность эксплуатации бетонных покрытий автобанов выделяется следующими негативно воздействующими факторами:

  • Непрерывными механическими нагрузками;
  • Циклически изменяющимися замораживаниями и оттаиваниями;
  • Увлажнениями и высыханиями.

В силу такого набора негативных воздействий бетонное полотно автодорог сооружается из специального бетонного материала, который отличается от применяемых в строительстве и благоустройстве обычных видов бетонов. Дорожки из бетона в частном доме заливают совсем другим составом, нежели федеральную трассу или взлетную полосу аэродрома.

Бетонные покрытия дорог обладают следующими позитивными характеристиками:

  • Повышенная износостойкость;
  • Высокие показатели механической прочности на сжатие и на растяжение при изгибе;
  • Низкая истираемость;
  • Стойкость к температурным перепадам;
  • Морозостойкость;
  • Влагоустойчивость.

Сравнительная рецептура дорожных бетонов

Современные автотрассы сооружают из тяжелых бетонов, которые имеют в своем составе тяжелые наполнители размером фракции, превышающей 5 мм. Плотность таких бетонов колеблется в диапазоне 1800-2500 кг/куб. м. Наполнитель – гравий и щебень, имеющий в своей основе базальт, гранит, известняк.

Для сооружения автотрасс и городских дорог, для транспортных путей на промышленных объектах, в строительстве аэродромов, при изготовлении бордюров используются тяжелые бетоны с повышенным содержанием наполнителя-щебня и сниженной весовой долей вяжущего-цемента, получившие название «тощих бетонов». Такая дозировка сокращает расходы на производство бетонной смеси для расширенного спектра стройконструкций, поскольку смесь подобной композиции дешевле высокомарочных бетонных составов.

В состав тощих бетонов входят:

  • 1 весовая часть вяжущего-цемента;
  • 3 весовых части наполнителя-песка;
  • 5 или 6 весовых частей наполнителей — гравия или щебня.

Дозировка воды определяется, исходя из требований к дорожному бетону заданной марки и марки используемого цемента.

Обычный тощий бетон характеризуется жесткостью (Ж), чем отличается от товарных бетонов, приготовленных по регламентируемой ГОСТами рецептуре.

В ассортименте производимых тощих бетонов присутствуют составы с жесткостью Ж1-Ж3 и сверхжесткие составы СЖ1-СЖ3, однако наиболее популярны следующие марки:

  • М100 В7,5 Ж4 и
  • М200 В15 Ж4.

Дорожный бетон представляет собой несколько иной состав по сравнению с тощим.

Отличие состоит в содержании специальных пластификаторов, которые сообщают дорожному бетону более высокую подвижность по сравнению с тощими бетонами, что немаловажно при укладке дорожного бетона в процессе строительства автодорог.

В маркировку дорожного бетона добавляется показатель подвижности смеси П1. Например, обозначение одной из марок используемых бетонных дорожных смесей М150 П1 F100 W2 – класс В12,5.

Соответствующие литеры в обозначении означают следующие показатели:

  • «П» — подвижность смеси;
  • «F» — морозостойкость смеси;
  • «W» — водонепроницаемость.

Нормирование водо-цементного соотношения В/Ц позволяет более четко подразделять прочностные характеристики для дорожных бетонов, предназначенных для конкретного типа покрытий.

В различных климатических зонах для бетонов однослойных покрытий или верхних слоев двухслойных дорожных покрытий В/Ц принимается в пределах 0,5-0,55.

В тех же двухслойных покрытиях нижний слой производят с показателем В/Ц, превышающим отметку 0,6.

А вот для модернизируемых покрытий основание производят из смесей с ненормированным В/Ц.

Источник: http://stroitel5.ru/osobennosti-dorozhnogo-betona.html

Типы асфальтобетонных смесей

Наверх

Каждая асфальтобетонная смесь включает в себя:

  • Минеральные составляющие.
  • Органические вяжущие составляющие.

Однако в каждом асфальтобетоне используется оригинальный состав. Он определяется уникальными материалами минерального и органического вяжущего происхождения.

По виду минеральной составляющей асфальтобетонные смеси делятся на следующие типы (ГОСТ 9128-2009):

  • 1. Щебеночные.
  • 2. Гравийные.
  • 3. Песчаные.

Разделяют асфальтобетонные смеси и по степени вязкости битума, допустимой температуре укладки (ГОСТ 9128-97):

  • Горячие смеси, включают жидкие и вязкие нефтяные дорожные битумы. Укладка производится при температуре материала не ниже 120 С.
  • Холодные смеси, включают жидкие нефтяные дорожные битумы. Укладка осуществляется при температуре 5 С.

Ранее по этим показателям асфальтобетоны делились на горячие, теплые и холодные (ГОСТ 9128-84). Однако при вступлении в силу ГОСТа 9128-97 в 1999 году определение «теплые асфальтобетонные смеси» было отменено. До вступления его в силу такие материалы укладывали при температуре не ниже 70 С, в качестве связующего в них использовали вязкие и жидкие битумы.

Асфальтобетоны обладают типовыми отличиями и по размеру зерна минеральных компонентов. Согласно этому критерию различают:

  • 1. Крупнозернистые асфальтобетонные смеси, размер зерна от 20 до 40 мм.
  • 2. Мелкозернистые асфальтобетонные смеси, размер зерна от 5 до 20 мм.
  • 3. Песчаные асфальтобетонные смеси, размер зерна до 5 мм.

Холодные асфальтобетонные смеси могут быть только:

  • Песчаными.
  • Мелкозернистыми.

Горячие асфальтобетоны различают по величине остаточной пористости:

  • 1. Высокоплотные горячие смеси, показатель 1,0-2,5 %.
  • 2. Плотные горячие смеси, показатель 2,5-5,0 %.
  • 3. Пористые горячие смеси, показатель 5,0-10,0 %.
  • 4. Высокопористые горячие смеси, показатель 10,0-18,0 %.

Остаточная пористость — это процентная величина объема пор в уплотненном асфальтобетонном покрытии.

Холодные асфальтобетоны имеют данный показатель в промежутке 6,0-10,0 %.

По содержанию щебня или гравия асфальтобетонные смеси (гравийные, щебеночные и горячие) разделяют на следующие типы:

  • 50-60 % — тип А.
  • 40-50 % — тип Б.
  • 30-40 % — тип В.

Холодные асфальтобетоны (гравийные и щебеночные) бывают:

По виду используемого песка асфальтобетоны (горячие, холодные и песчаные) различают:

  • По типу Г и Гх, применяется отсев дробления, смесь отсева дробления с природным песком (не более 30 %).
  • По типу Д и Дх, применяются природные пески или их смеси с отсевами дробления (менее 70 %).

Возврат к списку

Источник: https://www.abzlint.ru/articles/asphaltobetonnaya_smes.shtml

Ссылка на основную публикацию